Способ путешествия: круиз

Способ путешествия: круиз

Последние 3 года моя работа (а отчасти и жизнь) была посвящена круизному туризму. Я занималась организацией экскурсий для пассажиров круизных кораблей, прибывавших в Петербург. Следовательно, я собирала информацию о специфике данного вида отдыха, отличительных чертах путешественников, выбирающих данный вид туризма, искала разницу между круизными линиями. Поэтому возможность самой испытать на себе все прелести круиза была для меня очень важной.

Я предполагаю, что данная статья будет полезна не только людям, которые сами собираются в круиз, но и турагентами, продающим круизы, и организаторам экскурсий для круизных пассажиров.

Итак, поехали.

Историческая пятиминутка

Немного погружу вас историей круизного туризма, чтобы вы смогли лучше понять специфику данного вида путешествий.

Изначально корабли использовались исключительно как средство передвижения. По мере того, как свою популярность начали набирать авиа перевозки, водный транспорт стал уходить на второй план. Круизные линии стали терять бизнес и были вынуждены как-то выходить из данной ситуации.

Проблемы было две – авиа перевозки были 1) быстрее, 2) дешевле. Дабы решить первую проблему, круизным линиям пришлось «выдумывать» новый вид туризма. Другими словами, обычная перевозка должна была превратиться в способ проведения отдыха.  Именно поэтому круизные линии стали думать, как развлекать пассажиров на борту. Но, как мы помним, была еще одна проблема – стоимость. И вот что было предпринято.

Круизные линии начали продавать билеты на круиз практически по себестоимости, а иногда даже в минус, только бы завлечь людей. А вот когда завлекли, можно начинать зарабатывать на них деньги. Именно по этой причине на кораблях столько развлечений, и именно поэтому там стараются содрать с тебя три шкуры.

Виза

Этот пункт разобью по регионам.

По логике вещей, если вы въехали в Шенгенскую зону, то можете посещать любые страны, подписавшие Шенгенское соглашение, и никто ваш паспорт с визой спрашивать не будет. Поэтому однократной визы должно хватить.

Но есть одно «но». Если вы отправляетесь в круиз по Балтике на пароме St Peterline и посещаете Хельсинки, Стокгольм и Таллин, то каждый раз, прибывая в новую страну, вам нужно будет проходить паспортный контроль. То есть однократной шенгенской визы вам будет недостаточно. Обязательно обращайте на это внимание, планируя данный круиз, иначе придется возвращаться из Хельсинки на автобусе или все время сидеть на пароме, потому что в остальные две страны вас не пустят. Возможно, это связано с тем, что данные паромы принадлежат российской компании, и основными ее пассажирами являются россияне (хотя паромы ходят под флагом Мальты). В общем, судить не берусь, просто знайте, что это так.

Что же касается стран Карибского бассейна, то они крайне лояльны по отношению к российским гражданам – некоторым достаточно наличия в паспорте американской визы, некоторые просят предъявить обратный билет. Многие круизы по Карибам стартуют из США, поэтому без американской визы не обойтись. Как ее получить написано здесь.

Сложности перевода

К сожалению, россияне не входят в число самых заядлых круизников. Поэтому если вы совершенно не владеете английский языком, на круизе вам будет не очень легко. Но, вероятно, и не очень сложно – за исключением того, что вся развлекательная программа проходит на английском языке, и экскурсии на русском языке в портах посещения предлагают крайне редко (только если целенаправленно собирается группа русских туристов под какой-то круиз). В то же время, наверно, на каждом корабле вы сможете найти среди персонала хоть одного человека, говорящего на русском языке.

Круизные линии и круизные корабли

В мире на сегодняшний день есть примерно 50 круизных компаний, но большинство из них принадлежит крупнейшим круизным корпорациям – Carnival Corporation, Royal Caribbean cruises, TUI group, Norwegian Cruise line и Regent Seven Seas cruises.

Данные корпорации могут обладать круизными линиями разных ценовых категорий и разных тематик круизов.

Возможно, кому-то покажется странным, но более престижными принято считать небольшие «уютные» корабли, а не «плавучие города».

Я уже затрагивала тему авиа лоукостеров здесь. Специфика круизного лоукостера заключается в основном в состоянии (имеется в виду косметический ремонт, а не техническая пригодность) и оснащении круизных кораблей, сервисе и, что немаловажно, контингенте путешественников. Если в случае авиаперелетов, контингент, находящийся в самолете особой роли не играет, то с круизами совершенно другая история – вам придется провести не один час и даже не один день с этими людьми на крайне ограниченной территории.

Круизные линии меняют дислокацию своих кораблей в зависимости от сезона. Так, один и тот же корабль может совершать круизы по Карибам в течение всей зимы, а в апреле перебазироваться в Европу и находиться там до октября. Тем не менее, это относится не ко всем круизным линиям и не ко всем круизным кораблям.

Из чего складывается стоимость круиза

Как я уже написала, в мире есть круизные линии разных ценовых сегментов – лоукостеры, средний ценовый сегмент и luxury. Именно категория круизной линии в первую очередь влияет на стоимость круиза.

Следующий момент – продолжительность круиза. Зачастую в системах бронирования можно увидеть расчетную стоимость за одну ночь.

Далее – категория каюты и тип размещения (одноместное, двухместное и т.д.). Как я уже писала здесь, самыми дешевыми являются внутренние каюты, далее идут каюты с окном, затем – каюты с балконом. Часто разница между стоимостью внутренних кают и кают с окном не очень велика, а вот каюты с балконом всегда стоят намного дороже.

Когда вы выберете основные параметры круиза, описанные выше, и перейдете к бронированию, система предложит вам выбрать дополнительные услуги – забронировать пакет «перелет + отель» в городе начала/ окончания круиза, трансферы, ваучеры на алкоголь, экскурсии в портах посещения, а также вам будет предложено сразу включить чаевые.

При бронировании система запросит платежные данные карты, которую вы будете использовать во время круиза – именно на ее счет будут записываться все ваши расходы на борту. То есть вам не нужно будет вечно ходить на корабле с банковской картой – при чек-ине на круиз вам будет выдан ключ от каюты, который будет и вашей «платежной картой», и вы будете предъявлять ее каждый раз, платя за что-нибудь на борту. В последствии, уже начав свой круиз, можно будет поменять карту, с которой вы захотите платить.

Питание

Чем вы точно не будете обделены во время круиза, так это едой – ее сервируют в нескольких ресторанах/ барах/ кафе в течение всего дня. Все это включено в стоимость, которую вы платите за круиз. Во время моего круиза по Карибам у меня была включена даже доставка еды в номер, а на обед я также возвращалась на корабль, потому что все встречи проводила вблизи круизного терминала.

Именно поэтому многие круизные пассажиры предпочитают покупать экскурсии на полдня, чтобы успевать вернуться на корабль к обеду и не нести дополнительных затрат, обедая в городе.

Отдельно заострю внимание на ужинах. На кораблях есть две системы – точное время ужина и так называемый Your dinner time. Если говорить про первый вариант, вам на выбор будет предложено 2 опции – ранний ужин и поздний ужин. Ранний ужин обычно сервируется с 17:00 до 19:00, поздний – с 20:00 до 22:00. Ранние ужины больше подходят для семей с детишками и тех, кто любит посещать вечерние шоу, поздние – для всех остальных.

Бронируя свой круиз по Карибам, я выбрала опцию Your dinner time. И это, на мой взгляд, был правильный выбор – мы не были привязаны к конкретному времени, у нас не было очередей на вход в ресторан, и нас никто оттуда не выгонял.  Каждый вечер нам на ужин предлагали новое меню, состоявшее из нескольких первых блюд, стартеров, горячих блюд и десертов. При этом лимита на еду не было – если влезает, то можно перепробовать все и по несколько раз. Безалкогольные напитки также были бесплатны, а вот за алкоголь нужно было платить отдельно.

Инструктаж по безопасности

Собрание по технике безопасности – обязательная процедура перед отплытием. Весь корабль разделен на зоны, так называемые Muster Stations. На всякий случай на вашей карте-ключе будет прописано, к какой зоне относится ваша каюта. За каждой зоной закреплено место сбора. Именно туда вам нужно будет прийти в случае экстренной ситуации. Собрания по технике безопасности проводятся там же. После завершения инструктажа по безопасности вы должны будете пройти путь от этой точки сбора до своих шлюпок, т.к. все шлюпки поделены между пассажирами, и вам нужно знать, где находится именно ваша шлюпка.

Экскурсии

А вот это моя любимая тема, т.к. я 3 года проработала в компании, организующей экскурсии для круизных пассажиров. Продажа экскурсий – огромная статья доходов для любой круизной компании. Последнее время доход круизных линий с продажи экскурсии начал резко падать. Это связано с тем, что большую активность начали проявлять местные туристические компании, которые «воруют» клиентов у круизных линий.

Зачастую экскурсии, организовываемые круизными линиями (а вернее, их партнерами в каждом городе), проводятся в больших группах по 30-40 человек и по цене не шибко дешевле (а иногда и дороже), чем экскурсии, организовываемые местными туристическими компаниями и проводимые в микроавтобусах.

Система такова – круизная линия ищет местную туристическую компанию, обладающую большими ресурсами (гиды в штате, транспорт в собственности и т.п.), обещает ей огромные объемы и на основании этого просит самые минимальные тарифы. После заключения контракта, круизная линия добавляет к тарифу огромнейшую наценку, потому что, как мы уже знаем, ей нужно на чем-то зарабатывать. В итоге тур в группе из 40 человек, купленный на корабле, стоит столько же, сколько тур в группе из 10 человек, купленный у «независимой» туристической компании.

В век Интернета людей не так-то просто провести. Поэтому все больше и больше людей, планируя свой круиз, начали бронировать экскурсии «на стороне». Естественно, круизные линии не сидят сложа руки – они запугивают пассажиров, что если те не успеют вовремя вернуться на корабль, то корабль уйдет без них, что качество предоставляемых местными компаниями услуг крайне низкое и т.д. и т.п.

Более того, круизные линии принимают более серьезные меры, например, договариваются с администрацией города/ острова, чтобы те не пускали на территорию порта транспорт «сторонних» туристических компаний, и под страхом того, что круизные линии перестанут к ним заходить, администрация идет на это. А круизная компания презентует свои экскурсии со следующим преимуществом – «вас встретят прямо у корабля, и вам не нужно будет идти километр». В общем, вокруг экскурсий для круизных пассажиров разворачивается целая война, иногда даже на правительственном уровне.

Что же касается опозданий на корабль, то если хоть однажды где-нибудь в мире какая-нибудь компания не успеет вовремя доставить пассажиров на борт, то на рынке «независимых» экскурсий можно будет ставить крест. Поэтому все компании относятся к этому очень серьезно.

Развлечения на борту

Как я уже писала выше, количество и качество дополнительных сервисов и развлекательных программ во многом зависит от класса круизной линии и самого корабля. В основном развлекательная программа разрабатывается с учетом национальных особенностей пассажиров.

Например, во время моего карибского круиза самыми частыми мероприятиями были стэнд-апы и бинго, которые пользуются большой популярностью у американцев. В то же время, очень многое определяется директором круиза, который руководит программой и координирует ее. Ну и конечно, нельзя забывать про язык – перед круизом стоит подтянуть свой английский:)

Дресс-код

Даже на лоукостерах без вечерних нарядов не обойтись – обязательно будет пара-тройка вечеров, когда вы должны будете соблюсти данный строгий дресс-код. Не говоря уже о том, что на ужин вас в принципе не пустят в шортах, майках и сланцах.

Чаевые

Как я уже писала здесь, весь круиз вас будут стараться обслуживать одни и те же члены команды. Это касается и уборки кают, и питания, и каких-то дополнительных услуг. Цель – понравиться вам и получить чаевые в конце круиза.

Интернет

Скажу вкратце — Интернет на корабле крайне низкого качества и безумно дорогой. Есть разные пакеты — начиная от одного часа и заканчивая всем круизом. Но я бы все-таки рекомендовала, не тратить на него деньги, а пользоваться Интернетом при сходе на берег.

Хитрость напоследок

Очень часто круизные линии проводят диверсификацию цен для жителей разных стран, а так как россияне не входят в число самых желанных клиентов (ездят редко, на корабле тратят мало), то надеяться на привлекательные тарифы мы не можем.

Разные круизные линии проводят эту политику по-разному – некоторые диверсифицируют тарифы на один и тот же круиз для различных языковых версий сайта, некоторые отслеживают IP адрес компьютера, с которого осуществляется бронирование. Если же вам все-таки удалось перехитрить круизную линию, и вы купили круиз по норвежским тарифам, например, то шанс того, что вас не зарегистрируют на борт с российским паспортом, крайне низок, потому что при чек-ине никто не обращает внимания на цену, по которой был куплен круиз. По крайней мере, на момент написания данной статьи ситуация именно такая. Поэтому если есть такая возможность, используйте вышеуказанные способы (изменение языковой версии сайта, посещение сайта через VPN), чтобы мониторить интересные предложения на круизных отдых.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.